Страховка больше не спасает виновника ДТП

На главную


У большинства владельцев транспортных средств, ставшими участниками дорожно-транспортного происшествия, при получении страхового возмещения возникает вопрос о том, учитывается ли износ автомобиля при выплате по ОСАГО. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо внимательно разобраться с нормами действующих законов.

Возможно ли возмещение ущерба при ДТП без учета износа

Возмещение ущерба в рамках ОСАГО должно производиться в рамках Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и принятых в соответствии с ним Правилами ОСАГО. Однако в этом пункте между указанными нормативными актами существует расхождение.
В самом законе не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось транспортное средство на момент причинения повреждений. Таким образом, страховая выплата по ОСАГО должна осуществляться без учета износа.
С другой стороны, в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств содержится пункт, который гласит что «при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах». Страховые компании достаточно часто используют это расхождение для того, чтобы уменьшить сумму положенных страховых выплат и оплачивает возмещение с учетом износа деталей. Однако данное положение Закона не применимо при возмещении ущерба с виновного физического лица.

Если вы являетесь виновником дорожно-транспортного происшествия, для снижения суммы, которая взыскивается с вас, необходимо настаивать на неосновательном обогащении со стороны другого участника ДТП при требовании возмещения ущерба без учета износа транспортного средства.

Однако, взыскать с виновника ДТП ущерб без учета износа автомобиля можно, ссылаясь на ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указывается, что под реальным ущербом следует понимать расходы, которые потерпевшая сторона произвела или должна будет произвести для осуществления ремонта поврежденного имущества. Невозможно приобрести деталь на поврежденный автомобиль с конкретным износом, который установлен независимой оценкой. Поэтому приобретение новых деталей должно считаться реальным ущербом.
Если же снова взглянуть с другой стороны, то требования потерпевшего направлены на улучшение и модернизацию его автомобиля, в связи с чем они не подлежат удовлетворению. При отстаивании этой позиции следует руководствоваться Решением Верховного суда РФ от 25.11.2003г. №ГКПИ03-1266 «необходимость учета износа деталей полностью соответствует требованиям ст.15 ГК РФ, поскольку позволяют потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключающее неосновательное обогащение с его стороны».

Судебная практика показывает, что единого решения по данной ситуации нет.

В каждом конкретном случае суд принимает решение, руководствуясь собственным мнением. Таким образом, если вы являетесь ответчиком по делу, у вас есть основания снижать требования и платить с учетом износа, а если вы выступаете истцом, то имеете полное право требовать к возмещению полной суммы, без учета износа транспортного средства.
При решении споров в судебном порядке немаловажное значение имеет правильно составленные документы и грамотно изложенные требования и обоснования вашей точки зрения, поэтому при возникновении сложных ситуаций, если вы не уверены в собственных силах и знаниях, следует обратиться за помощью к профессионалам, имеющим опыт в решении автомобильных споров.


Таким образом складывается парадоксальная ситуация, когда ответственность при ДТП застрахована, лимит страховой выплаты на аварию не исчерпан, но виновник ДТП обязан из своего кармана оплачивать разницу между стоимостью деталей посчитанной по единой методике с учетом износа и стоимостью новых деталей (а ставить б/у детали при ремонте категорически запрещено).

С учетом того, что, например, при повреждении бампера трех-пятилетней иномарки, когда стоимость нового бампера может быть и 200 000 рублей, а страховая оплатит стоимость бампера с учетом износа в 15%, а это, простите, 30 000 рублей, которые суд может взыскать с виновника ДТП.

Что тут посоветовать? Ездить аккуратно и в случае ДТП непременно обращаться к юристу.

Все вопросы можно задавать в комментариях.

 


3 комментариев для “Страховка больше не спасает виновника ДТП

  1. Ситуация вроде и правильная, но с другой стороны абсурдная. То есть чем машина старее, тем для виновника больший попадос. Так можно развалюху загнать в тотал и восстановить до состояния новой машины. По сути, кузовные элементы не изнашиваются и ходят весь срок службы авто, в отличии например от тормозных дисков колодок. Все идет к тому что выделить детали изнашиваемые и неизнашиваемые и с этим учетом производить выплаты.

  2. ОСАГО или ОСГПО, она же «обязательная страховка» – это форма государственной защиты пострадавших при ДТП. Речь идет об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Страховой полис ОСАГО компенсирует ущерб потерпевшим в результате ДТП. Другими словами – покрывает расходы виновника аварии. Страховщик оплатит ремонт пострадавшей машины, лечение водителя и пассажиров. Если владелец полиса протаранит чей-то забор, дом, магазин и другую недвижимость, он также возьмет на себя компенсацию этих расходов. В народе полис еще называют «Автоцивилкой» или «Автогражданкой».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *